Аукцион 89.
Лот 133:
Размер листа 17х11,5 см. Хорошее состояние. Наклеен на бумагу.
Провенанс: из коллекции искусствоведа Гришкова Валерия Вячеславовича. Владельческий штамп на обороте листа.
Юдовин Соломон Борисович (1892–1954) — художник, мастер графики, представитель «Еврейского возрождения» и модерна. В 1906 поступил в витебскую Школу рисования и живописи И. М. Пэна. В 1910–1913 учился в Петербурге – в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, студиях М. Д. Бернштейна и М. В. Добужинского. Примкнув к «Еврейскому ренессансу» – движению, ставившему своей целью изучение и художественное осмысление еврейских древностей и традиционного быта, – принимал участие в этнографических экспедициях по «черте оседлости». Позднее вновь жил в Витебске, завершая свое художественное образование в местном Художественно-практическом институте (1919–1922). С 1924 обосновался в Ленинграде, где состоял (вплоть до 1928) ученым секретарем Еврейского музея. Работал в разных техниках, в печатной графике предпочитая гравюру на дереве, а позднее на линолеуме. В 1920-е годы создал большой цикл Былое и дополнил его к концу 1930-х годов новыми листами. Историко-ретроспективная линия внутри модерна соединилась здесь с драматичностью экспрессионизма. Выпустил альбомы Витебск в гравюрах С. Б. Юдовина (на белорусском языке; 1926) и С. Юдовин. Гравюры на дереве (1928). Свои историко-художественные наблюдения обобщил в ксилографическом цикле Еврейский народный орнамент (1924–1941). Много работал как книжный иллюстратор романтического толка. До лета 1942 жил в блокадном Ленинграде, затем был эвакуирован в Карабиху под Ярославлем, где работал над серией Некрасовские места (1944). По возвращении в том же году в северную столицу завершил работу над циклом гравюр на дереве и линолеуме Ленинград в дни Великой Отечественной войны (издан в виде альбом в 1948); мрачный трагизм этих вещей резко выделяет их на фоне тогдашнего батального официоза. Работы художника есть в коллекциях России и за рубежом.