Аукцион 40.

Шолом-Алейхем. Стемпеню. Тевье-молочник. СПб.: Вита Нова, 2013.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 8 000₽

Комиссия аукционного дома:

456 с., 75 ил.

Формат 250х180 мм.

В книге воспроизведены иллюстрации выдающегося русско-еврейского художника А. Л. Каплана (1903–1980). Издание подготовлено к 110-летию мастера.

Шолом-Алейхем — псевдоним одного из основоположников еврейской литературы на идиш Шолома Нохумовича Рабиновича (1859–1916). Выдающийся бытописатель и юморист, Шолом-Алейхем создал в своем творчестве незабываемые образы обыкновенных людей, беспросветная жизнь которых скрашивается смехом, хотя часто это «смех сквозь слезы». В романе «Стемпеню» (1888) писатель рисует историю любви талантливого скрипача Стемпеню и красавицы Рохеле «из хорошего дома». В повести в рассказах «Тевье-молочник» (1895–1914) деревенский еврей Тевье привлекает читателей своим проницательным умом и добродушным юмором. Оба произведения стали классикой еврейской литературы, а имена их героев нарицательными. Послесловие и обстоятельные комментарии подготовлены известным литературоведом В. А. Дымшицем специально для этого издания.

В книге воспроизводятся иллюстрации выдающегося российского еврейского художника Анатолия Львовича Каплана (1903–1980), о творческом пути которого рассказывает статья известного искусствоведа Н. М. Козыревой. Издание подготовлено к 110-летию мастера.

Анатолий Львович Каплана (Танхум Лейви-Ицык, 1903–1980) — выдающийся русско-еврейский художник. Родился в белорусском городке Рогачеве Могилевской губернии. Его родина, западная окраина Российской империи, дала искусству ХХ века целую плеяду прекрасных художников, среди них М. Шагал и Л. Лисицкий, Х. Сутин и Д. Штеренберг, Р. Фальк и Н. Альтман. Подобно своим землякам, в 1922 году Каплан приехал в Петроград учиться живописи в ВХУТЕИНе — Академии художеств, где занимался у А. Рылова, К. Петрова-Водкина, Н. Радлова. Вокруг бурлила новая жизнь, опровергавшая и отрицавшая прежние формы, но Каплан остался равнодушен к шумным радикальным декларациям и манифестам, окружавшим его в студенческой среде. В 1927-м он получил диплом художника и остался в Ленинграде навсегда. Свою дорогу молодой Каплан находил постепенно, внимательно и неспешно отбирая впечатления, прежде всего вынесенные из детства и юности, отраженные в многочисленных рисунках и лишь в конце 1930-х впервые перенесенные на литографский камень.

Со временем Каплан стал одним из крупнейших мастеров литографии ХХ века. Незнакомый прежде с этой, по мнению многих художников, «самой живописной техникой», он быстро увлекся неисчерпаемыми возможностями, которые литография предоставляла живому и смелому воображению автора. Экспериментальная мастерская ленинградского Союза художников, куда Каплан пришел в 1937 году, была центром свободной и радостной творческой работы, единственным местом, где художники — живописцы и графики — могли отдаться формальным поискам в материале. Среди основных произведений, напечатанных в технике литографии, циклы «Касриловка» (1937–1940), «Ленинград в годы войны» (1944–1947), «Заколдованный портной» (1953–1963), «Тевье-молочник» (1957–1961), «Еврейские народные песни» (1958–1960), «Стемпеню» (1963–1967), «Фишка Хромой» (1966–1967).

Последнее десятилетие своей жизни Каплан отдал новому увлечению — керамике, в которой он работал с молодой интенсивностью, отвагой и задором. Поливные пласты и композиции, созданные им на темы знакомые и близкие, отличаются неповторимой красотой и жарким многоцветием. И одновременно в те же годы художник работал над строгими, выверенными до последнего штриха офортами, в которых линия и плоскость являли высшую гармонию, доступную изобразительному языку. В 1960-е–1970-е годы Каплан был «официально разрешенным» еврейским художником, ему не возбранялось постоянно работать с еврейскими текстами, его произведения принимались на выставки, литографские циклы печатались в типографии Художественного фонда и мастерской Союза художников. В 1961 году благодаря Эрику Эсторику в Лондоне в Grosvenor Gallery открылась первая персональная выставка Каплана в составе 130 произведений, и с этого времени многочисленные западные музеи познакомились с его творчеством.