Аукцион 38.

Василиса прекрасная. Рисунки И.Я. Билибина. СПб., 1902.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 3 000₽

Оценочная стоимость: 5 000p - 6 000p

Комиссия аукционного дома:

Василиса прекрасная. Рисунки И.Я. Билибина. СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1902. – 12 с., илл. Владельческий переплет с золотым тиснением, с сохранением мягких издательских обложек под переплетом. Большой формат 315х250 мм.

Условно хорошее состояние. Книга убрана во владельческий переплет, листы издательской обложки сохранены под переплетом. Потертости, загрязнения переплета; углы побиты. Переплет отделен от блока, блок распадается на отдельные листы. На форзаце частично сохранился владельческий экслибрис Николая Кузьмича Синягина. Дарственная надпись чернилами, на свободном листе форзаца, на оборотной стороне пятна от влаги, карандашная помета. Утрачен нижний уголок обложки. Следы листания на углах страниц. Утрачен свободный лист нахзаца. Магазинная наклейка на нахзаце.

Синягин Николай Кузьмич (1874–1912) – купец, библиограф, библиофил, коллекционер. Занимался описанием иллюстрированных русских книг, составил два выпуска «Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий». Библиотека насчитывала около 20 000 томов – книги по истории Отечественной войны 1812 г., Россика, собрание мемуаров, детская литература XVIII–начала XIX вв., библиографические указатели и каталоги библиотек. Синягиным Н.К. были собраны книги всех русских и иностранных классиков в первых изданиях, иллюстрированные издания и др. В 1917 г. библиотека была приобретена Павлом Викентьевичем Губаром (1885-1976), который в дальнейшем продавал раритеты из нее в своем магазине «Антиквариат».

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства». Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 г. он создает серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова (1850—1898). Но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути. Иллюстрации он на первых порах делал не по заказу, а, можно сказать, для себя. Но получилось так, что ими заинтересовалась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Лучшая русская типография, основанная в 1818 году, печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Вопросы себестоимости и экономической целесообразности ее не занимали. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала. Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь, но и известный ученый, академик Борис Борисович Голицын (1862-1916), инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони (1835—1907), устали от однообразия официальной продукции. Билибин делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной». Все это были акварели. Но в Экспедиции заготовления государственных бумаг их решили воспроизводить хромолитографией. В течение 4-х лет Иван Билибин проиллюстрировал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная».

Издания сказок относятся к типу небольших по объему крупноформатных книжек-тетрадей. С самого начала книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт — все стилизовал под старинную рукопись. Названия сказок исполнены славянской вязью. Чтобы прочесть, надо вглядеться в затейливый рисунок букв. Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусские устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Жар-птицу, Серого волка, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. И все-таки видно, что эта старина стилизована под современность. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию.