Аукцион Супер-аукцион — 2021 лот.

Визирь-Дорошенко Е. Дома. 1959. Бумага, акварель. Размер по паспарту 39,5х29 см.

Аукцион начнётся через __ дней и __ часов

Стартовая цена: 3 000₽

Комиссия аукционного дома:

Визирь-Дорошенко Е. Дома. 1959. Бумага, акварель. Размер по паспарту 39,5х29 см.

Есть загрязнения, следы влаги, надрывы.

Евгений Павлович Визирь-Дорошенко (до смены отчества — Харлампиевич) (1890–1963). По решению украинской рады в 1901 был отправлен за государственный счет в Петербург в школу барона Штиглица (училище Мухиной). Проучившись в стенах училища пять лет, Визирь-Дорошенко поступил в Академию Художеств. Евгений Павлович принадлежал к плеяде «гениев из народа», воспитание и формирование которых протекало в период разнообразных художественных течений и направлений. Поступив в Академию Художеств, он окунулся в студенческую жизнь. Восторженно встретив революцию, стал создавать плакаты, лозунги и транспаранты. За участие в революционном движении он был исключен с четвертого курса в 1911 году. После отчисления из Академии художеств Евгений покинул Петроград на долгие годы. Работал в Омске, Томске, руководил художественным оформлением в областных театрах, ставил декорации, создавал афиши, много путешествовал по стране.

В 1918 году вернулся в северную столицу, здесь началась гражданская война. 1921–1923 годы Визирь-Дорошенко провел на фронте, был ранен и попал в госпиталь, где познакомился с будущей женой. По окончании гражданской войны работал в «Окнах РОСТА» вместе с В. В. Маяковским, затем в Наркомпроссе у А. В. Луначарского. В период НЭПа существовали самые разнообразные художественные течения, противоречивые по своим установкам — супрематизм, кубизм, конструктивизм. Молодой художник сразу же вступил на путь реализма. И вел непримиримую борьбу с формализмом в искусстве. В 1927 году он вступил в Ассоциацию Художников Революционной России — АХРР. 20-30 годы были периодом освоения Кольского полуострова — Хибин. Ученый А. Е. Ферсман был душой и организатором изучения и освоения Хибин. Хорошо знавший его художник был приглашен в экспедицию посмотреть на этот удивительный край. Откликнувшись на приглашение, Визирь-Дорошенко пробыл в Хибинах почти полгода. В этот период он много писал этюдов, зарисовок и картин.

В 30-е годы художник служит в Мариинском театре. Руководит постановкой декораций и костюмов. Им созданы макеты театральных постановок «Мазепа», «Фауст», «Чио-Чио сан». В 30-е годы Визирь-Дорошенко также много работает как скульптор. На Съезд работников легкой промышленности, который проводился в клубе ДК Газа у Путиловского завода, приезжал А. И. Микоян. Визиря-Дорошенко попросили в короткий срок изваять бюст Микояна для установки в клубе. К этим же годам относится работа Визирь-Дорошенко по созданию гипсовых барельефов, посвященных различным видам спорта. В 1935–1937 годах выиграв конкурс, объявленный советским правительством, художник создает панно «Маршалы Советского Союза».

В 1939 году во время Финской войны принимает участие в прорыве линии Маннергейма. 40-е годы встречает в рядах защитников полуострова Ханко. Сначала и до конца Великой отечественной войны служит на флоте в городах Архангельск, Мурманск, Рыбачий, руководит маскировкой северной морской флотилии. За свою работу он был удостоен медалей «За победу над Германией», «За оборону Севера» и др., но особо ценил только первую — «За оборону Ленинграда». Картины, написанные им в период с 1941 по 1946 год, почти все сохранились в музеях Севера — в Мурманске, Полярном, Архангельске. На выставке-конкурсе художников Севера, состоявшейся в Мурманске в 1945 году, картины Евгения Павловича Визирь-Дорошенко были удостоены первой премии, которую художник отослал оставшимся без матери дочерям в Ленинград.

Сразу после войны художник включился в бурную творческую жизнь. Много путешествовал. Побывал и на Дальнем Востоке, и на Крайнем Севере, на Урале, в Крыму, на Кавказе. Много картин создано им на родине — Украине. Любимой темой художника было изображение богатой природы России.