Аукцион Супер-аукцион — 2021 лот.
Лот 1349:
Бурцев А.Е. Альбом русской живописи. Картины, рисунки и этюды художника Леонида Ивановича Соломаткина. Из собрания А.Е. Бурцева. Выпуск 1. СПб.: 1909. [6] c., 25 л. илл. Твердый издательский переплет с золотым тиснением и иллюстративной вставкой. Формат 270х240 мм.
Удовлетворительное состояние. Потертости и загрязнения переплета. Раскол блока. переплетные крышки гуляют. Блок частично распадается на отдельные листы. Часть листов потрепана по краям. Дарственная надпись ручкой за 1942 год на авантитуле. Следы листания. Загрязнены, имеют порыв листы с иллюстрациями «Городовые-христославы», «Горе-охотники», «Петрушка», . Лист с иллюстрациями «Стрелки» и «Из города ночью» имеет крупный порыв. Утрачен крупный фрагмент листа без потери картинки с иллюстрациями «Сцена у мясной лавки» и иллюстрации без подписи. Лист с иллюстрациями «По канату» и «Охотник заснул» имеет порывы и замятия. Лист с титульным листом «Выпуск 2» вложен в конец книги. Встречаются мелкие порывы и замятия по краям листов.
Редкость. А.Е. Бурцев свои издания (библиографические труды, описания своих коллекций, альманахи, журналы, сборники) выпускал небольшими тиражами, но в великолепном полиграфическом исполнении. Тиражи его изданий обычно составляли от 100 до 125 экземпляров.
Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883) — русский художник-жанрист, оригинальное и неповторимое явление в русской живописи 1860-х — 1880-х годов. Художник испытал влияние П.А. Федотова, П.М. Шмелькова, В.Г. Перова и творчества малых голландцев, которое он изучал в Эрмитаже. Так как Соломаткин постоянно нуждался, то писал картины малого размера, многократно повторяя их. Его произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, во многих провинциальных музеях России и Украины.
Александр Евгеньевич Бурцев (1863-1938) — известный петербургский меценат, коллекционер, библиограф и издатель, автор работ по этнографии; почетный гражданин Петербурга. Его коллекционерские интересы были разнообразны: он собирал редкие книги и автографы, предметы старины, картины со сценами русского быта; особой сферой интересов Бурцева стал русский Север: он сам ездил по деревням, изучал и записывал фольклорные предания. На протяжении долгого периода Бурцев опекал молодых русских художников, выступая в роли мецената. Среди его подопечных были К.С. Петров-Водкин, Б.Д. Григорьев, Н.П. Сапунов, С.Ю. Судейкин, Н.К. Рерих и др. В конце 1918 г. Банкирский дом Бурцева был закрыт, все его капиталы аннулированы, а особняк национализирован. В период НЭПа, благодаря М. Горькому, Бурцев с сыном открыли книжную лавку, где распродавали книги из своей коллекции. Позже Бурцев закрыл свою лавочку и стал жить тем, что сдавал на комиссию по аукционам этюды и картины Рериха, Судейкина и других художников, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке. В 1935 г. Бурцев с супругой, дочерью, зятем и внучкой был выслан в Астрахань. Они вывезли с собой рукописную часть коллекции и некоторые живописные работы. Осужден 01.10.1938 тройкой при УНКВД Сталинградской области; расстрелян вместе с женой 29.10.1938 года; дочь и внучка были высланы в Актюбинск. Сохранявшиеся до того момента у Бурцевых картины и рисунки продавались после этого даже на астраханских базарах. Таким образом, многие картины из собрания А.Е. Бурцева попали на антикварный рынок. Например, в собрании Бурцева находилась картина Соломаткина «По канату», а позднее похожая картина попала в коллекцию И.С. Зильберштейна, а ныне хранится в Музее личных коллекций ГМИИ.